Skip to Content

В поисках земного рая

(Заметки о книге Н.Пидласко «Над тихим жнивьём»)

Стихи Николая Пидласко - одного из активных авторов литературного объединения «Тосненская сторонка», которое на протяжении многих лет возглавляет известный поэт Николай Рачков, всё чаще стали появляться на страницах альманахов и сборников. Почти всегда – это небольшие зарисовки, фиксирующие миг из жизни природы или психологическое состояние лирического героя. Ещё несколько лет назад это были трогательные и робкие попытки выразить себя, своё отношение к миру. Они немного напоминали упражнения начинающего стихотворца, ведомого строгим и доброжелательным учителем.

И вот перед нами первая, практически профессионально сделанная книжка, в которой представлено 70 стихотворений – небольших по объёму, но ёмких по содержанию. Конечно, в них ещё чувствуется рука учителя, некоторая подражательность стилю Н.Рачкова, однако в целом «Над тихим жнивьём» надо признать несомненной удачей автора. В стихах чувствуется внимательный глаз, душевная теплота и настроение. Конечно, здесь и грусть об утраченной деревне, беспокойство за судьбу родины. Но вот ведь какая штука: Н.Пидласко пишет не только о России, но и любезной его сердцу родной Украине. Не случайно в оформлении обложки использованы два национальных орнамента – русский и украинский. И поди тут разберись, на какой «родине милой» согревает свою душу поэт. Хотя само стихотворение «Белеет церквушка на взгорке», программное для этого сборника, снабжено эпиграфом из Тараса Шевченко, а читателю автор рисует такую картину: «Под сенью вишнёвой в посёлке/ Украинских хат колорит». Этот пример – маленький штрих к тому непреложному факту, что единство наших народов, вопреки стараниям некоторых политтехнологов, не так-то легко разрушить…

Тема поиска счастья – ключевая, пожалуй во всей книге. В стихотворении «Счастье», мне, например, услышался гоголевский мотив о Руси-тройке, которая не даёт ответа. Вот его концовка: пройдя леса и степи, заглянув на морское дно и в небеса, лирический герой вопрошает: «Где ты, где на белом свете?/ Ни ответа, ни – следа…». А несколькими страницами раньше, в стихотворении «Рай» он уже нашёл этот ответ для себя: «В неземном я не был рае,/ А земной – передо мной», - утверждает автор, рисуя «В золотых накрапах склоны,/ Яблоневый сад и храм», горящие багрянцем клёны на холмах по берегам… Тему земного рая продолжает и стихотворение в восемь строк «Берег в густо заросшей крапиве…», и вот эти заключительные строчки: «Слаще ль воздух в раю – я не знаю./ Только кто им дышал и когда?». И ещё: «Будто бы в светлице рая,/ На земле любимой я» («В небе звёзды с облаками»).

У поэта в этом сборнике нет каких-то эпохальных открытий, величайших прозрений, глобальных тем, однако тут и там в стихотворных текстах встречаются золотые россыпи наблюдений, свойственных именно этому автору. Ну, например, «Месяц, как бык, неуклюже / Тучи бодает в бока», «Память годы под старым навесом/ Растрепала, как ветер бельё», «Вязала зорька невода» и много-много других. Есть и афористичные строки: «Не тишина меня пугает, а неизвестность тишины», «Надежда на лучшую долю/ Всё в той же цене на Руси».

Редактор книги Н.Рачков, который обычно не пишет предисловий к изданиям своих «подшефных», в данном случае счёл необходимым это сделать. Лучшей характеристикой автору могут служить такие его строки: «Читаешь – чувствуешь, сколько чистого, неизжитого в душе автора, сколько трепетного отношения к природе, к жизни, к людям». Каждая строка этой небольшой по объёму книжки – тому подтверждение.