Skip to Content

Петербургские детские журналы на IX Международном книжном салоне

Заседание круглого стола «Детская литература: доброе и злое»

На каких книгах и на каких героях нужно воспитывать подрастающее поколение - этому был посвящен круглый стол «Детская литература: доброе и злое». Он состоялся в минувшую субботу в рамках IX Международного книжного салона. Мероприятие было насколько нужное, настолько и интересное. В зале киноцентра «Родина» собрались наиболее заинтересованные лица: писатели и поэты, журналисты и художники, редакторы детских журналов и родители главных читателей этих детских изданий. Одновременно состоялась презентация последнего номера журнала для школьников Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России «Санкт-Петербургская Искорка», а также детского журнала «Зубренок», являющегося литературным приложением к газете «Литературный Петербург».

Началось заседание круглого стола с выступлений петербургских писателей - свое мнение о состоянии развития детской литературы в стране выразили председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Борис Орлов; руководитель секции детской и юношеской литературы СПб отделения СП России Николай Бутенко; главный редактор журнала для школьников СПб отделения СП России «Санкт-Петербургская Искорка» Юрий Буковский. Прежде всего было отмечено сегодняшнее несоответствие формы и содержания многих издаваемых детских книг. Они сейчас замечательно выполнены: твердые переплеты, ламинированная бумага, хорошие рисунки , яркие краски. И часто...почти отсутствие текста. Он сведен практически к минимуму. В результате такие книжки , при всей своей красочности, не несут информации, страдая чрезмерной развлекательностью. Чему подобная литература может научить? А ведь одно из их главных предназначений каждой детской книжки - чему-то хорошему научить несмышленого малыша.

В выступлениях писателей еще и еще раз подчеркивалась известная мысль: дети - словно чистый лист бумаги, что будет написано на нем, то и останется. А сейчас порой получается совершенно другая картина: некоторые детские книжки по уровню информирования ребенка почти равны чистому, пустому листу бумаги.

Есть сегодня и еще одна существенная проблема, которую затронули собравшиеся - профессионализм авторов детских изданий. Ведь сейчас зачастую случается так, что авторы книг для детей вообще не известны профессиональным писателям. О них никто никогда не слышал. В результате маленькие читатели получают литературу сомнительного качества. Здесь не только ребенку, но и взрослому бывает сложно обнаружить элементарную последовательность повествования, логическое развитие мысли. Присутствуют примитивные, ничем не оправданные, просто хаотичные перечисления предметов, действий, явлений, нескончаемой череды персонажей. Все это не связано в единую цепочку, не подчинено какой-то центральной идее. И все эти нагромождения выдаются, например, за сказку. Вот и получается, множество таких продающихся сегодняшних детских изданий не имеют никакого отношения к художественной литературе. Тут уж не до образности, узнаваемости главного героя, филигранной отточенности стиля и полета мысли! Ничего, кроме вреда, такие низкокачественные книжки ребенку не принесут.

В качестве примера одна молодая родительница, пришедшая на заседание круглого стола, показала присутствующим книжку и зачитала одну лишь фразу. Персонаж книжки - Заяц говорит своей Зайчихе: «Да пошла ты!..Надоела!..» И это не самое неприемлемое из продемонстрированной книги. Родительница возмущенно спрашивала: «Ну чему научит эта книга моего ребенка? Когда я читаю ему такое, то прямо на ходу вынуждена «редактировать» текст - просто выбрасываю все эти безобразия!». А таких книг сейчас на книжном рынке много!

В связи с низким качеством подобных «произведений» собравшиеся писатели вспомнили свое обращение двухгодичной давности, отправленное на имя губернатора Петербурга. Они просили учредить Совет по детской книге, куда вошли бы известные профессионалы - ученые, педагоги, общественные деятели, писатели , поэты. Они могли бы просматривать авторские тексты и компетентно рекомендовать лучшие к изданию. Но по полученному казенному ответу-отписке стало понятно, что письмо адресату не дошло. И теперь было решено снова настойчиво обратиться к губернатору с той же просьбой.

Говорилось на заседании и о сложных отношениях писателей и книгоиздателей. По многим, всем известным причинам издатели «не замечают» профессиональных авторов — членов Союза писателей. Да и книготоргующие сети этим отличаются. К сожалению всех собравшихся, «не любит» профессионалов наша книготоргующая сеть «Буквоед» и ее детское подразделение «Буквоежка». Вот и приходится писателям и поэтам самим, своими собственными «финансовыми» силами двигать процесс издания своих произведений по типографиям, а потом так же самостоятельно распространять их...

О больших сложностях по изданию и распространению журнала «Санкт-Петербургская Искорка» говорил его главный редактор Ю.А.Буковский. Два года назад ему была обещана помощь в возрождении «Искорки», но потом пришлось воспользоваться помощью писателя Вениамина Пастухова (его пенсией!), а также сложить финансовые возможности Бориса Орлова и свои собственные, чтобы издать первый номер журнала. Потом были упорные поиски спонсоров для печатания следующих номеров...

Трудно нынче хорошей книжке и журналу попасть ребенку в руки! Хорошо,что есть энтузиасты, которые бескорыстно помогают главным редакторам детских журналов создавать интересные проекты для наших детей. Это отметил председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Борис Орлов, наградивший Дипломом Союза писателей России нескольких помощников Ю.А.Буковского за большую работу по возрождению «Санкт-Петербургской Искорки»: писателя Виктора Кокосова, дизайнера Виктора Товбина, журналистов Ладу Григорьеву, Елизавету Исаеву и Веронику Винникову, а также художников Елену Алексееву и Елену Ахматову.

И все же без помощи государства книгоиздание , как и всю нашу культуру, на должный уровень не поднять — это еще раз отметили все участники круглого стола. Особенно это касается детской литературы. Она призвана не только развлекать, но и воспитывать, учить хорошему. При этом обязательно необходимо учитывать, что период детства очень короткий, а время, когда можно ребенка приучить к чтению, еще короче, - это подчеркнул главный редактор «Зубренка» Николай Бутенко. Детская литература в нашей стране всегда играла огромную роль в формировании подрастающего поколения, помогая распознавать самое главное в жизни: где добро, а где зло, - еще раз отметил председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Борис Орлов. - Самое страшное, что сейчас грань между этими понятиями стала преднамеренно размываться. Поэтому так важно развивать настоящую, качественную детскую литературу, дающую ответы на многие вопросы.

У нас в Санкт-Петербурге есть огромное множество высокопрофессиональных, очень известных писателей и поэтов, чьи замечательные авторские тексты лежат мертвым грузом в их письменных столах, хранятся в памяти их компьютеров, а не в памяти наших детей. И это обидно!

Елизавета Исаева,
журнал Санкт-Петербургского отделения
Союза писателей России
"Санкт-Петербургская Искорка"