Skip to Content

«Широки врата… да узок путь…»

При изобилии криминальной литературы на современном рынке сложно придумать что-то новое. Однако в настоящее время стали появляться произведения, которые я бы назвала православными детективами. Одной из первых работ в новом жанре стала книга Дмитрия Михайловича Корсунского «Широки врата…да узок путь…».

Ценность книги заключается в том, что все криминальные события, описанные в детективе — лишь фон, на котором раскрывается жизнь, страдания и мытарства душ героев.

Душ, созданных Господом бессмертными для вечного блаженства, но которые беспечные люди загоняют в ад.

Автор детектива, сообразует свои мысли со словами Спасителя: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Во всей полноте и без прикрас показывается два пути, по которым приходят на Суд Божий: широкий и узкий.

Широкий путь — это жизнь в угоду собственным удовольствиям. Это наши страсти: блуд, чревоугодие, ложь, сребролюбие, пьянство, лень, гордыня… Только вот приводит этот путь к собственной погибели. Поэтому-то так и особенно значим другой путь — сложный и тернистый, но ведущий к Богу. Путь покаяния, молитвы и добрых дел.

К сожалению, большинство героев повести идут широкими вратами. А ведь они своеобразная воронка, через которую мы влетаем в «сосуд» с узким горлом. Его стенки — наши прегрешения. Попробуй-ка выйти из него через эту воронку. Просто так не получится и тому много примеров. Один из них убийство теневого миллионера Гусева, с которого начинается детектив.

Пьяный коммерсант был заперт в гараже, и задохнулся выхлопными газами. В своём стремлении обогатиться, он не считался ни с кем и ни с чем. Своими грехами он загнал себя в такую узкую «колбу», что не мог шевелить ни рукой, ни ногой. Его душа мертва. Поэтому, когда Господь дает ему возможность раскаяться — миллионер тяжело заболел — последний и не думает этого делать. Он начинает продавать свои предприятия, чтобы разгуляться напоследок на полную катушку.

И тут нужно отдать должное автору, который описывает то, что может произойти с человеком, когда он умирает без покаяния. «Тихо работал двигатель, выхлопные газы всё глубже и глубже проникали в легкие… Тело всё более цепенело, а ум… обессилел и спасовал перед неотвратимостью угасания. Более всего страшило понимание того, что жил погано, и ничего изменить нельзя… И совершенно неожиданно пришла смерть… Захотелось рвануться назад, в жизнь, но было поздно. Душу повлекли на суд. Пьяную, сладострастную и нераскаявшуюся». Мне думается, здесь есть о чём задуматься. Вот душа коммерсанта предстала перед Богом. Что теневой делец сможет предложить за её спасение? Свои миллионы — глупо. Зачем Богу его деньги?

Впрочем, на такие меры Господь идёт только тогда, когда остановить зло в человеке по-другому уже нельзя. Чаще всего людям даётся возможность раскаяться и, как правило, не одна.

В этом плане интересна судьба главаря банды Бориса Ивановича Утробина. Он имел всё то, что позволяет жить на широкую ногу и ни о чем не думать, в том числе и о собственной душе. Но когда оперативники задерживают его и везут по Литейному проспекту, взгляд его остановился на Спасо-Преображенском Соборе. Вот тогда-то Утробин и понял, Кто положил предел его беззакониям. Ему захотелось броситься в Собор и просить прощения за совершенное зло. Да не тут-то было. Груз, находящийся за его плечами, не позволял этого сделать.

Разбудить совесть можно только верой и покаянием. Вот почему, пока люди не начнут нравственно перерождаться, пока не вернут они себе главный внутренний стержень — веру православную, победить преступность будет невозможно. Поэтому и обращается автор книги к операм, к представителям криминального мира и к другим читателям с надеждой, что они увидят гибельность широких врат.

Впрочем, Бог, создал человека не для того, чтобы его погубить. Напротив, Он показал ему путь в Царствие Небесное. И Дмитрий Корсунский берёт на себя достаточно трудную задачу. Он пытается на страницах своей книги описать этот тяжёлый путь в обычной жизни. Для этого он создает образ молодого оперуполномоченного по особо важным делам Николая Иванова и на его примере показывает, что и в наше полное соблазнов время, можно жить по Заповедям Божиим.

Николай Иванов — это своевременная попытка создать образ положительного оперативника, живущего в православной вере, не берущего взятки, относящегося к преступникам по-человечески и горячо любящего свою Родину. Он понимает, что «посадить не трудно, важнее пробудить в человеке образ Божий, тогда он и воровать не будет». Именно таких образов сейчас и не хватает.

Путь главного героя – это непрекращающаяся духовная брань, узкий путь к Господу. Николай расследует убийство Гусева и мошенничества, совершённые бандой Утробина. Порой в своих поисках он дотягивается даже до сотрудников администрации и влиятельных криминальных авторитетов.

И во всех делах он верен своему главному принципу — прежде служения закону уголовному, следует служить Закону Божиему. Его день начинается и заканчивается молитвой. Примером для подражания служат жития святого Александра Невского и святого Димитрия Донского. Силы для борьбы он просит у Бога.

Оперативник верит, что человек, как носитель образа Божия, не может быть злым в совершенной степени. Что-то хорошее есть в каждом. Однако, имея дело с изворотливостью, хитростью и злостью преступников, он задаётся вопросом: «Может ли существовать гений зла?» Николай считает, что нет, хотя и сомневается в этом.

У людей всегда есть надежда, что искра образа Божия рано или поздно засветит в них и человек вернётся к свету. Душа по природе христианка, она всегда стремиться к своему Творцу. Поэтому душа даже самого озверевшего бандита будет хвататься за любую спасительную соломинку, за любое доброе дело, чтобы только не погибнуть.

Какое чувство может испытать человек, если он отдал все силы на поимку мошенника, а вышестоящее руководство отпускает его за взятку? Гнев, отчаяние, ощущение бессилия перед несправедливостью. Всё это так, но есть еще одно чувство — сознание своего духовного несовершенства — одно из главных христианских добродетелей. Оно просто необходимо тем, кто выбрал себе узкий путь.

Поэтому Иванов начинает искать причину неудачи в себе. Он вспоминает, что давно не исповедовался и не причащался Светлых Христовых Таинств. Следовательно, Божья благодать могла отступить от него. А без неё, откуда он возьмёт силы для борьбы?

Но, пожалуй, самое тяжёлое искушение, выпавшее на его душу — это страсть к красивой Ане и отлёт любимой в Европу. Она покидает Родину и устраивает свою жизнь за рубежом. Вроде бы поставлены все точки над «i», и Николай знакомится с красавицей Настей. Вскоре между молодыми людьми устанавливаются близкие отношения. И, как это бывает сегодня, истинное чувство подменили страстью. Обычное в наше время падение — страсть приняли за любовь, и грех вошел в их жизнь.

Про эту ситуацию герой книги отец Василий совершенно справедливо замечает: «… православный не должен ожидать любви. Он должен дарить ее сам… Вот тогда любовь придет к нему… и пребудет с ним во все дни его жизни». Блуд же растлевает не только тело, но и ум, и душу. Остаются только муки совести.

Мучится упреками совести, пришлось и Николаю. Он ищет причину падения в своём нерадение к молитве и церковным таинствам. «Если бы я был со Христом, то Святой Дух был бы во мне и мое тело было бы мертво для греха. А так выходит, что я отличаюсь от преступников всего лишь внешней формой греха…».

Про этот эпизод хочется высказать следующее соображение. Мне думается, детектив даёт этим практический совет, руководствуясь учением Православной Церкви. Речь идёт о соработничестве человека с Богом. Если даже мы выбираем узкий путь, спастись своими силами мы всё равно не сумеем. Без Бога мы не сможем противостоять страстям. Для этого требуется божественная благодать, которая усваивается добрыми делами и подвижничеством.

В самые трудные минуты жизни Николай Иванов задаётся вопросом: «А не отошла ли от меня по моим прегрешениям благодать Божия?» И для её привлечения ему всё время приходится прикладывать усилия: вовремя остановить себя и не ответить злом на зло, не впасть в отчаяние, противостоять искушению плоти. Но и Господь не оставляет без внимания такое усердие.

Показательно, что призвать Бога на помощь, можно не зависимо от того, какие грехи ты совершил. Иисус Христос, как известно, пришёл спасать не праведников, а грешников. Важно верить в Бога и искренне сокрушаться о своих грехах. А это достаточно трудно.

Например, вор-рецидивист Валера Подболотин на протяжении всей книги, пытается вырваться из порочного круга, он кается и опять проваливается в пропасть. К счастью, Валера хорошо понимает, что собственными силами ему этого не сделать, поэтому он отправляется в монастырь.

Терзания Валеры не новы, они знакомы многим. Осознавая, что так больше жить нельзя, человек бежит в монастырь. Но как только он туда попадает, какая-то неведомая сила тянет его обратно. Приехав в святую обитель, Валера всё присматривался к золотым окладам икон.

Кто может помочь Валере справиться с собой? Только Бог. Вот поэтому настоятельница обители матушка София отправляет Подболотина окунуться в святое озеро. Тот хоть и сопротивлялся, но купаться идёт, потому что понимает необходимость очищения, которого требовала его душа. Чем для нас важен образ Валеры Подболотина? Примером подлинного покаяния, без которого начать христианскую жизнь просто невозможно. Первый шаг на узком пути к Богу — это покаяние, искреннее, от всего сердца осознание своих грехов и твёрдое намерение избавиться от них.

Валера Подболотин — это живой пример кающейся души. Пока он живёт в монастыре, он еще как-то борется с собой. Вернувшись домой, тут же поддается соблазну, а потом снова кается. Это борьба, настоящая борьба, цена которой — вечная жизнь или вечная мука. Но, собственно говоря, в этой борьбе за человеческое спасение, которая будет продолжаться до скончания мира, и заключается главный смысл книги Дмитрия Корсунского.

А посему всегда нужно помнить слова матушки Софии: «… в какие бы вы тяжкие грехи не впали, все равно боритесь за свое спасение. И пока боретесь, хотя бы и только со своими злыми помыслами, кораблик вашего спасения цел. И даже если снова и снова согрешаете, не унывайте и не опускайте рук. Боритесь, в этой борьбе все дело…»

Наталия Станиславовна Прохорова
город Москва