Skip to Content

«Я, один, превратившийся в стаю суетливых бездомных стихов...»

26 января 2015 года в Петербургском Доме Писателя под руководством Бориса Александровича Орлова (председателя правления СПб отделения СП России) прошёл очередной семинар студии «Метафора». Участники семинара познакомились с творчеством, к сожалению, не оценённого при жизни, русского поэта XX века, Аркадия Кутилова (1940-1985).

Борис Орлов подчеркнул единство трагической судьбы, развитие личности и самобытности творчества, отметил уникальность поэта и художника, создавшего за два десятилетия колоссальное творческое наследие, насчитывающее более 2000 стихотворений, прекрасную прозу, а также целую галерею произведений изобразительного искусства.

В селе Бражниково прошли детство и юность поэта. На развитие поэтического дарования повлияли учительница русского языка и библиотекарь. В сельской библиотеке Аркадий обнаружил маленький томик Марины Цветаевой. Сила и образность цветаевского слова пробудили в нем неугасимый интерес к поэзии. Первые стихи появились в 17 лет. Кутилов начинал, как «таёжный лирик», используя запоминающиеся образы «первовпечатлений» (стих. «Двенадцать»):

Над рекой стоят, как свечи
Две сосны и десять пихт…
Отраженье в синей речке
Передразнивает их.

Поэт гармонично одушевляет природу, используя имена («Книга жизни - мой цвет-перецвет»):

Имена, как цветы на полянке…
В тёмной чаще - таинственный фет,
На озёрах кувшинки-бианки,
………………………
Иван-чай, паустовский да мак,
Подорожник, ромашка да пришвин.

В годы армейской службы в городе Смоленске, начинающий поэт вошёл в литературное объединение, участвовал в семинарах и был замечен Твардовским. Стихи А. Кутилова появились в областных и армейских газетах. Роковое событие наложило отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Аркадий и группа солдат устроили на территории части кутёж, пили антифриз. В живых остался один Кутилов. Чувство неизбывной вины довело его до депрессивного состояния и в результате он был демобилизован по болезни (стих «Один на льдине»):

…………………
Один на льдине,
Всем ненужный…
И смерть
такого не берёт…

Поэт иронически характеризовал свое жизненное положение:

Марсианин, ты мне родня.
Люди умные там и здесь
Доказали, что нет меня,
Ну а я почему-то есть,–

И всё же поэту удалось преодолеть болезненное состояние, он пишет невероятно много, сутками не отрывается от бумаги, и с оптимистической надеждой определиться в жизни переезжает в Омск. В 1965 г. стихи Аркадия Кутилова впервые появляются на страницах омской газеты «Молодой сибиряк». В психологически трудные времена он работал в редакции районной газеты, но был уволен за пьянство. Имевший раньше и семью, и дом, и работу, стал человеком без определенного места жительства, скитался по чужим городам и весям, по лагерям, спецприемникам и психушкам, но продолжал много писать. «Таёжная тема» сменилась любовной лирикой», и в ней поэт находит собственные интонации:

ОНИ БЕСКРЫЛЫ
Боготворю их, солнечных и милых,
люблю сиянье знойное зрачков...
Они бескрылы, но имеют силы
нас окрылять, бескрылых мужиков!

Границы платьев берегут их прочно…
Я, нарушитель ситцевых границ, —
они бескрылы — видел это точно!
А, впрочем, кто их знает, этих птиц…

Стихи поэта о любви рождены высоким искренним чувством и трогают душевные струны читателя (стих. «Ты»):

Кем-то в жизнь ты нелаского брошена…
безотцовщиной звали в селе…
Откопал я тебя, как картошину
в чуть прохладной сибирской земле.

Я впустил тебя в душу погреться.
Но любовь залетела вослед…
И теперь на тебя насмотреться
Не смогу и за тысячу лет.

Он обитал на чердаках и подвалах, жил в колодцах теплотрасс, ночевал на вокзалах и кладбищах, умирал от туберкулеза на слякотных улицах Омска. Поэт привлекался к ответственности за бродяжничество. Но несмотря на отсутствие нормальных человеческих условий, писал почти круглосуточно.

Ведущий семинара, Борис Орлов, заметил в стихах Кутилова некоторые переклички тем со стихами Анатолия Жигулина. Кутилову также свойственны яркие, пронзительные метафоры: «И, может, не палец, а горло любви / кольцо обручальное сжало (стих «Развод»). «У конвойного морда в веснушках/ значит там, на свободе весна» (стих «Плен»).

Со временем поэт переходит к сатирической, социально-разоблачительной теме (стих «Россия, год 37»):

Яма хорошая,
Только
На дно
Набежала лужица…
- Товарищ майор,
Но ведь это
не наша вина - апрелева..
- Ну, хорошо…
давайте ужинать,
да надо
людей расстреливать…

...В мае 1985 года мертвое тело Аркадия Кутилова было найдено в одном из скверов Омска. Говорят, что его убили по политическим причинам, как диссидента; говорят, что труп одного из ярчайших поэтов ХХ века был отдан в анатомический театр медицинской академии… Его останки были похоронены в общей могиле где-то на окраине Омска. Точное место захоронения поэта неизвестно…

После смерти к Аркадию Кутилову пришла слава. Творчество Кутилова достойно оценил Евгений Евтушенко : «Его стихи неравноценны, но в них есть прорывы и гениальность». Высокую оценку таланта поэта дал Вадим Кожинов: «Теперь я уже не могу представить без стихов Кутилова новейшую отечественную поэзию». В последние годы вышло около 10 книг стихов и прозы Кутилова. Его стихи переведены на иностранные языки и включены в антологию «Строфы века», по которой иностранные студенты в Европе и Америке изучают русскую литературу, его имя там стоит вторым после И.Бродского. Снято три фильма о Кутилове (в 2009 г. в Москве, по заказу телеканала «Культура»). В Сибири открыто два музея А.Кутилова, где хранятся его стихи, картины, рисунки. В августе 2010 года в Омске был поставлен памятник поэту-бомжу, которого за рубежом называют «русским Франсуа Вийоном».

Участники семинара познакомились с уникальным творчеством замечательного самобытного поэта, с интересом прочитали избранные стихи, разделили общее мнение, что в судьбе Кутилова много общего с Василием Галюдкиным, и оба поэта сопоставимы с Николаем Рубцовым. Яркий талант Аркадия Кутилова занимает достойное, заслуженное место в русской поэзии, что и предчувствовал сам поэт:

***
Стихи мои, грехи мои святые,
Плодливые, как гибельный микроб…
Почуяв смерти признаки простые,
Я для стихов собью особый гроб.

И сей сундук учтиво и галантно
Потомок мой достанет из земли…
И вдруг–сквозь жесть и холод эсперанто–
Потомку в сердце грянут журавли!

И дрогнет мир от этой чистой песни,
И дрогну я в своем покойном сне…
Моя задача выполнена с честью:
Потомок плачет.
Может, обо мне…

Автор: Ольга Мальцева