Skip to Content

Вечер памяти двух классиков

В Санкт-Петербургском отделении Союза писателей России состоялся вечер памяти двух классиков русской литературы – Ивана Алексеевича Бунина (22.10.1870, Воронеж – 8.10. 1953 г., Париж) и Александра Ивановича Куприна (7.09.1870 г., Пензенская область – 25.08 1938 г., Ленинград). Это их юбилейный год, им обоим исполнилось 140 лет со дня рождения.

Вечер вел руководитель секции прозы Александр Георгиевич Скоков.
Сначала, чтобы услышать живое слово классиков, были зачитаны два отрывка из их произведений. Первый отрывок из прозы И. А. Бунина прочитал А. Г. Скоков, второй – из прозы А. И. Куприна прочитала З. С. Бобкова.

Литературоведу и критику Т. П. Батуриной легче всех было начать большой разговор о писателях. «Несмотря на то, что оба они родились в один и тот же год,- подчеркнула она, - творчество их носит сугубо индивидуальный характер». Аромат антоновских яблок Бунина или его повесть «Деревня», которая была написана несомненно под влиянием А. М. Горького, не повторяют сюжеты и стиль произведений Куприна, который был строгим реалистом даже в мелочах.

Прозаик и философ А. А. Грякалов – земляк Бунина, оба они из Воронежской губернии. Оттого к этому писателю у Алексея Алексеевича особенный интерес. «Бунин, - говорит он, - великий писатель, он выходит за пределы постижимого. Европейскую литературу он предвосхитил на 40-50 лет. У него легкий стиль и легкое дыхание». А. А. Грякалов не согласен с мнением философа И. Ильина, когда тот называет Бунина «бездуховным писателем», а его рассказы - схемами. По мнению Грякалова, Бунин описывает реальность, хотя почти каждая встреча в его произведениях оканчивается смертью. Автор умеет работать над своей прозой, в каждом рассказе остается место для тайны.
По замечанию А. Г. Скокова, в произведениях обоих юбиляров исторически просматривается настроения славянской души, у Бунина эта душа трагедийная, как бесцельно пропавшая сила, у Куприна на русский народ более оптимистический взгляд. В рассказе Бунина «Суходол», несмотря на то, что чувствуется перелом в отношениях крестьян и дворян, все-таки есть надежда и на соединение их интересов.

А. И. Белинский, прозаик и издатель, был конкретен в своих выводах. Ему, несмотря на то, что Бунин, как ему кажется, выше Куприна в литературной иерархии, он академик Российской академии с 1909 года, лауреат Нобелевской премии, творчество Куприна нравится больше. «Александр Иванович гораздо теплее, - сказал А. И. Белинский. - Куприн прекрасен детскими рассказами, а его «Олеся» – это симфоническое произведение. Он мне ближе». Говорил Анатолий Иванович и об обстановке в писательской среде парижской эмиграции. Он недавно перечитал переписку поэта Всеволода Иванова и убедился, что многие писатели-эмигранты люто ненавидели советскую власть и часто с неприязнью относились друг к другу, но о новинках советской литературы были хорошо осведомлены. «Бунин, как человек, - добавил Белинский, - мне неприятен. В «Окаянных днях» он ругал русский народ, о котором раньше писал с большой симпатией, а Горького усердно поливал грязью, хотя тот всегда высоко ценил бунинскую прозу».

Редактор купринской газеты «Приневский край» З. С. Бобкова говорила о реализме творчества Куприна. Привела пример, про который ей рассказал режиссер кинофильма «Юнкера» И. Черницкий. Поскольку этот фильм создавался по многим произведениям писателя Игорь Михайлович, что называется, пропахал творчество Куприна основательно. «Куприн писал только о том, что знал лично и был очень правдив даже в деталях. Допустим, когда он писал про лошадь, то приводил ее в свой дом и смотрел, как она спит». Этот пример характерный для Куприна. В его творчестве неточностей быта, профессий просто нет. Недаром его прозу можно условно разделить на циклы – рассказы о цирке, армейские рассказы и повести, о Полесье, охотничьи и рыбачьи рассказы. Все это – этапы жизни Куприна. Рассказала З. С. Бобкова немного о жизни писателя в Гатчине, который прожил там 13 лет и оттуда ушел в эмиграцию. Выбрал он этот город для жительства, по ее мнению, потому что там располагался первый в России военный аэродром, а писатель дружил с летчиками, о них у него и рассказы есть. Небо манило Куприна, он даже предпринял несколько полетов. В Гатчине у него был собственный дом, как он его называл «зеленый домик», который пережил Гражданскую и Отечественную войны, но в 60-е годы при массовом строительстве домик снесли. А какой бы был музей Куприна в Гатчине, если бы ни это обстоятельство! Теперь вряд ли когда-нибудь его восстановят, ведь для того, чтобы присвоить гатчинской библиотеке имя Куприна, пришлось энтузиастам ходить по кабинетам чиновников 15 лет.

- Куприн и Бунин, - сказал писатель А. В. Доливо-Добровольский, - были в дружеских отношениях, общались, но однажды после ресторана, по воспоминаниям Бунина, Куприн подошел к нему и в бешеном порыве сказал: «Уйди от меня, задушу». Бунин стал его избегать, но через год они помирились. Доливо-Добровольский ищет причину гневной вспышки Куприна в его произведениях. И находит - у писателя была сложная судьба в детстве. Его мать, не имея своих средств к существованию, пользовалась услугами благодетелей, и заставляла своего сына униженно благодарить их, расшаркиваться, целовать ручки. И это навсегда осталось в сердце Куприна. Он ненавидел тех, перед кем нужно было ломать шапку, а Бунин, особенно сначала оказывал Куприну покровительство, был с ним довольно надменным, поскольку чувствовал себя благодетелем Куприна, ведь он уже в 30 лет стал академиком, то есть «бессмертным», и вел себя соответственно этому не только с Куприным, но и с другими. Куприн, уже в эмиграции, понял, что не все так было плохо в России.

Писатель Ю. Л. Детков сказал, что философ И. А. Ильин не совсем не прав насчет творчества Бунина, и тот, действительно, писал отстраненно. Он ностальгировал о дворянском сословии и описывал усредненных дворян, которые создавались в его воображении с подсыпкой карамельной стружки, но писал так талантливо, что заставил нас в эти образы поверить.

Искусствовед С. Н. Левадовский сказал о том, что Куприну больше, чем Бунину повезло с иллюстраторами. Повесть «Поединок» сопроводил великолепными рисунками художник Д. Дубинский. А в рисунках студентки из русской глубинки, что она недавно прислала в Петербург, произведения Куприна оживают по-новому.

О том, что Бунина и Куприна читают и вспоминают больше, чем многих писателей XIX века, говорил А. С. Акулов, они находятся на литературном Олимпе и представляют тот век.

«Два юбиляра, два великих писателя, - сказал Анатолий Козлов, - и у обоих были трагические судьбы, что и отразили они в своих произведениях». Один из них так и остался на чужбине, ненавидя новую власть на родине, а Куприн вернулся в страну обессиленным, и написать о другой России уже ничего не смог.

«Вы все время говорите, - сказала Л. Л. Бубнова, - о веке XIX, а мы живем уже в XXI-ом, и у нас теперь новые реалии. Наша литература разделилась на две части – массовую и высокую, и многие писатели почувствовали вкус к массовой литературе, там и деньги, там и премии». И она зачитала список лауреатов Бунинской премии.

Два великих писателя-реалиста XIX –начала ХХ в.в., несмотря на превратности судьбы, передали не только обстановку своего времени, но и дали пример великой любви к своей Родине-России.

На снимках: А. Г. Скоков; Т. П. Батурина; А. А. Грякалов; А. И. Белинский; З. С. Бобкова; А. В. Доливо-Добровольский; Ю. Л. Детков; С. Н. Левадовский; А. Козлов; Л. Л. Бубнова