Skip to Content

«Полилог» или продолжение следует…

Фестиваль «Полилог», наскоро окрещённый некоторыми его участниками как «Палеолог», прошёл в Санкт-Петербурге в конце сентября 2012 года, и можно сказать, что не безрезультатно. Тем более что окрестили его весьма символично: династия Палеологов правила на протяжении двух столетий, так что большому кораблю, как говорится…
Мне посчастливилось побывать на всех мероприятиях фестиваля. В первый день вечером 28 сентября я пришла в Книжную лавку писателей, что на Невском проспекте.

Народу для данной площадки оказалось непривычно много, и сначала не нашлось места, где сесть – пришлось подпирать фортепиано. Уже во всю шла презентация антологии современной литературы России «Наше время», составителем которой является Борис Лукин. Идея данной антологии сводится к просеиванию поэтов сквозь решето времени: авторами данного сборника являются писатели из разных городов России, родившиеся в шестидесятые годы двадцатого века. Из них выступали поэты Алексей Ахматов, Екатерина Полянская, Елена Родченкова-Новик (все из Санкт-Петербурга), Андрей Расторгуев (из Екатеринбурга), Людмила Ветрова (из Югры), Борис Лукин (из Подмосковья), литературный критик Вячеслав Лютый (из Воронежа) и прозаик Игорь Михайлов (из Москвы). Красной нитью сквозь тексты звучащих стихотворений проходила ностальгия по СССР. Я родилась в 80-е, но могу так же поностальгировать о многом, но, тем не менее, определенная идея не должна ставиться во главу поэзии. Известно, что воздушный змей, запускаемый каким-нибудь школьником, далеко не улетит (в этом смысле весьма символичен финал фильма «Убить дракона»). Так и здесь поэтическая мысль, придерживаемая за верёвку идеи, так и останется летать в пределах известных лозунгов без неожиданных концовок и катарсиса. К счастью, встречались авторы, далекие от идеологических установок: их произведения набирали высоту, как воздушные шарики, отпускаемые в неизвестность.

Начало второго дня ознаменовалось ещё большим количеством слушателей и выступавших. В Центре Современной литературы и книги на набережной Макарова, несмотря на холодную дождливую погоду, развернулась горячая дискуссия на тему: «Роль поэзии в современном мире». Выступали директор вышеназванного центра и прозаик Дмитрий Каралис, петербургские поэты Алексей Ахматов, Валентин Голубев, Галина Гампер, Евгений Попов, Татьяна Лестьева. В числе гостей фестиваля были поэты из разных регионов России и ближнего зарубежья: Андрей Расторгуев (Екатеринбург), Сергей Пагын (Кишинев), Елена Крикливец (Витебск), Глеб Артханов (Минск), Владимир Коркунов (Москва), Борис Лукин (Московская область). Также сказали своё веское слово критики: Герман Ионин, Геннадий Муриков (Санкт-Петербург), и Вячеслав Лютый (Воронеж). Многие выступавшие сошлись на том, что роль литературы с центральной и основополагающей свелась к периферийной и локально объединяющей, к созданию этаких междусобойчиков, в которых есть «местночтимые» поэты и прозаики.

Вечером этой же субботы Дом писателя на Звенигородской улице чуть ли не захлебнулся от трёхчасового половодья поэзии. Даже несколько необычно было видеть здешний зал настолько переполненным, что молодым людям пришлось таскать стулья с другого этажа. Выступали участники наиболее активных литературных объединений Петербурга. В частности, Лито «Галины Гампер», «Вячеслава Лейкина», «Пиитер», «Молодой Петербург», «Литературная мастерская», а также Лито Ленинградской области «Мга». Следует заметить, что качество стихотворений выступавших было преимущественно первого сорта. Что касается вторичной поэзии, то кто-то и по сей день продолжает упорно обнимать берёзки и не может прекратить свои домогательства к русскому полюшку, а кто-то с одним и тем же стихотворением выходит на сцену уже добрый второй десяток лет, наверное, проверяя свой гений временем. Но «поэты» второго сорта тоже нужны, хотя бы для того, чтобы во время их ораторства не жалко было выйти и переговорить со своими соратниками о делах житейских или просто перекурить. Ведь нельзя же без кофе-брейка столько времени думать о высоком. Кстати, о кофе-брейке: организаторы позаботились не только о духовных, но и о физических потребностях простых смертных, и перед атакой стихами зарядили гостей фестиваля различными белками и углеводами.

К сожалению, в некоторых Лито не пестуется чувство такта и уважения к другим, и выступившие уходят практически сразу после собственного выступления. Понимаю, что бывают неотложные дела, но ведь автор, который не хочет слышать другого, обречён на варение в собственном соку и медленное развитие, а может и вовсе – на закисание и брожение. Хотя, конечно, трёхчасовое чтение стихов – это пересол. В конце звучали преимущественно иронические тексты в духе постмодернизма, пытающиеся развлечь уже и без того загруженный зал. Надеюсь, что оргкомитет учтёт свои ошибки и в следующий раз будет приглашать на сцену ограниченное число проверенных и первосортных поэтов от каждого Лито, читающих строго регламентированное количество стихотворений. Даже предлагаю, чтобы выступающие, как на конкурс, заранее присылали свои тексты.

В воскресенье 30 сентября в том же Доме писателя состоялся диалог с редакторами литературных периодических изданий. Журналы «Аврора» и «Родные просторы» представила Татьяна Лестьева, журналы «Зинзивер» и «Дети Ра» - Владимир Коркунов, «Литературную газету» представил Борис Лукин, «Юность» - Игорь Михайлов, «Искорку» - Юрий Буковский, молдавский журнал русских писателей «Русское поле» - Сергей Пагын, белорусский журнал «Немига литературная» - Глеб Артханов и Елена Крикливец, Андрей Расторгуев представил Екатеринбургский журнал «Урал», «Микролит» - Павел Уваров, «Руно» - Георгий Петренко, «Новые люди» - Сергей Шаповалов, «Вокзал» - Андрей Демьяненко и альманах «Северные цветы» - Дарья Сакулина. Обобщая тезисы докладчиков, можно сказать, что современных литературных изданий, держащихся на плаву, осталось мало. Некоторые журналы вынуждены в угоду спонсорам печатать тематические выпуски, а некоторые не только не платить своим авторам гонорары, но и брать с них деньги за публикацию. Всё вышеперечисленное идёт в ущерб качеству печатаемых текстов, ведь кто платит, как говорится, тот и заказывает…

После презентации литературной периодики прозвучали стихи участников заочного конкурса начинающих авторов: Васинцевой Ксении, Андрея Некрасова, Крыловой Юлии, Петра Орлова, Юлии Праницкой и Ивана Гречина. Потом выступили и были награждены ценными подарками призёры конкурса: Ася Борзова, Александр Арманд, Ивана Асланов, Мая Асанова и Забава Полянская. Основными критериями отбора были качество текстов, а также отсутствие богатого литературного прошлого и настоящего, такого как членство в Союзе писателей или многочисленные публикации в толстых литературных журналах. Также в рамках конкурса прочли свои стихотворения Васинцева Ксения, Андрей Некрасов, Крылова Юлия, Петр Орлов, Юлия Праницкая и Иван Гречин. Некоторые лауреаты приехали из других городов России и впервые выступали перед такой многочисленной публикой. Конечно, тексты выступавших были далеко не безупречны, но ведь цель конкурса сводилась к выявлению талантливых начинающих авторов и оказанию им первой помощи, дальнейшее же развитие таланта зависит только от самих поэтов. Надеюсь, что благодаря «Полилогу» они включатся в современный литературный процесс, поскольку без соответствующей среды какой-либо рост затруднителен. В настоящее время готовится к изданию сборник произведений участников фестиваля – как опытных, так и начинающих авторов.

В завершении мероприятия состоялся обильный банкет, на котором все участники могли пообщаться друг с другом в непринужденной обстановке, завести новые литературные знакомства и обменяться контактами. Ведь одной из главных задач фестиваля было предоставление площадки для диалога, а точнее для полилога представителей разных организаций, регионов и поколений. Многие гости требовали продолжения банкета и интересовались по поводу дальнейших перспектив проекта. Надеюсь, что «Полилог» не прервётся на полуслове…

Автор: Юлия Морозова, член Союза писателей России.